НАВИГАЦИОННЫЙ РЫНОК РОССИИ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НОВЫЕ УСЛУГИ, НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

27 / 03 / 2017

С 25 по 26 апреля в Москве пройдет XI Международный навигационный форум, который представляет собой центральное событие года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий. Форум – одно из основных мероприятий, проходящих в рамках «Российской недели высоких технологий» и 9-й международной выставки «Навитех-2017».

Основной задачей форума является информирование российской и зарубежной аудитории о рыночных и технологических трендах развития российского и международного навигационного рынка и их анализ, включая эффективность применения и развитие технологий в различных отраслях экономики, направление государственной политики по использованию ГЛОНАСС, а также возможности для международного сотрудничества и кооперации в сфере навигационной деятельности.

Потенциал навигационного рынка эксперты оценивают как высокий. Согласно отчету Европейского космического агентства рынок устройств спутниковой навигации и сопутствующих навигационных сервисов в 2015 году составил 250 млрд евро и растет ежегодно на 7%. Количество устройств, использующих навигационные чипы, в 2016 году превысило 5 млрд. При этом основную долю занимают сервисы на основе геолокации, благодаря широкому проникновению смартфонов и мобильных приложений. В России более половины мобильных сим-карт установлено в смартфоны, при этом навигационными приложениями, согласно исследованию Ericsson ConsumerLab, проведенному в 2015 году, пользуется около 20% владельцев смартфонов на ежедневной основе и половина – хотя бы раз в неделю.

Согласно докладу Allied Market Research рынок LBS-услуг (сервисов на базе геолокации) вырастет к 2022 году до 61,897 млн долларов с 11,994 млн долларов в 2015 году (ежегодный рост на 26,6%). И если в 2015 году фаворитами по выручке на рынке были картографические и навигационные приложения, то, по прогнозам, далее рынок будет развиваться за счет внедрения инновационных технологий и услуг, на базе которых будут создаваться новые бизнес-модели. Основными драйверами мирового развития навигационной отрасли в ближайшие годы станут монетизация коммерческих информационных, платежных и медиасервисов, сервисов ЭРА+ и страховой телематики; расширение возможностей умного «подключенного автомобиля» (Connected Сar); развития технологий V2X, информационного обмена «автомобиль – автомобиль» V2V, «автомобиль – инфраструктура» V2I, «автомобиль – человек» V2P; мобильные и безопасные города; разработка робомобилей, БПЛА, БАС и роботов; создание единого навигационного пространства для потребителя путем интеграции разнообразных технологий: спутниковой, инерциальной, indoor-навигации; технологий навигации повышенной точности и гарантированной надежности, а также переход на навигационные устройства нового поколения.

В первую очередь, предполагается, что значительно изменит как навигационный, так и авторынок развитие технологий и сервисов в «умном» автомобиле. В предстоящие два-три года проникновение технологий connectivity на российский автомобильный рынок составит 70–80%. Основными драйверами роста являются крупные инфраструктурные проекты: «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС», «Безопасный город», «Система 112», система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», система весогабаритного контроля. Стремительно развивается сегмент in vehicle infotainment – автомобильные информационно-развлекательные системы.

Эксперты едины в одном: навигационный рынок в России сформирован и успешно развивается, наступило время массового внедрения коммерческих сервисов.

По ряду текущих государственных инициатив планируется разработка телематических транспортных систем, которые сформируют единую экосистему в транспортной отрасли. «Мы считаем, что в будущем именно создание экосистемы, в рамках которой обеспечиваются сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между транспортными средствами и объектами телематической инфраструктуры, позволит внести значительный вклад в развитие умных страховых продуктов и инновационных потребительских сервисов в России. Основа внедрения интеллектуальных технологий – навигация. Поэтому важно консолидировать усилия для ускорения развития отрасли. Это, в свою очередь, повысит мобильность, снизит стоимость владения транспортным средством, а также обеспечит снятие и сглаживание законодательных и иных барьеров для развития рынка моторных видов страхования, будет способствовать появлению новых услуг и инновационных бизнес-моделей, расширению функционала существующих услуг, эффективности перевозок пассажиров, товаров, и, самое важное, – безопасности и экономичности транспортной сферы», – комментирует Александр Гурко, президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

На X юбилейном Международном навигационном форуме в 2016 году помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил успехи развития российской навигационной отрасли за последние десять лет, в первую очередь, за счет запуска масштабного государственного проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» (государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях). За эти годы сформирована законодательная база и создаются благоприятные возможности для развития малого и среднего бизнеса. 2017 год – начало массового внедрения коммерческих сервисов и услуг на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». Развитие инфраструктуры системы в настоящее время не только является основным драйвером российского навигационного рынка, но это и экспорт технологий за рубеж, в первую очередь, в страны Евразийского экономического союза. На базе апробированных решений и устройств вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» могут создаваться аналогичные системы других государств и в дальнем зарубежье. По словам генерального директора навигационного холдинга «СпейсТим», с развитием проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» навигационные технологии на транспорте стали еще ближе к массовому потребителю. «На предстоящем форуме мы увидим, я надеюсь, больше технологий, сервисов и услуг, повышающих потребительскую ценность автопрома и предназначенных для этой категории пользователей», – комментирует Алексей Смятских.

Еще один драйвер рынка, по прогнозам экспертов, – беспилотные авиационные системы (БАС), которым также будет посвящена одна из сессий Навигационного форума. В 2016 году проданы уже миллионы беспилотников, по прогнозам, к 2025 году эта цифра будет составлять более 100 млн. Эксперты считают, что ключевым технологическим решением при создании системы учета, контроля и управления трафиком БАС должно стать использование для определения местоположения беспилотного воздушного судна в составе БАС сигналов глобальных навигационных спутниковых систем и, в первую очередь, сигналов ГЛОНАСС.

По словам Александра Гурко, руководителя Рабочей группы по вопросам развития беспилотных летательных аппаратов, авиационных систем и авиационных видов спорта при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, БАС – это новая быстроразвивающаяся реальность. «Многие страны уже приступили к ее осмыслению и приходят к необходимости ее «встраивания» в жизнь общества. С ней надо научиться жить, а значит, и научиться взаимодействовать. Для взаимодействия нужно создать систему отношений между заинтересованными участниками – производителями, поставщиками, пользователями (собственниками) БАС, государственными органами, гражданами. Очевидно, что для создания такой системы нужны исследования, определение требований к системе и разработка концепции ее создания как в правовой, так и в технической областях знаний», – подчеркнул Александр Гурко.

Автомобиль как услуга, Carsharing vs Drive sharing, Carsharing при перевозке грузов, «умные» паркинги и мобильность как услуга, интеллектуализация городского транспорта. Этим темам будет посвящена секция форума «Мобильный город». К примеру, эксперты считают, что каршеринг, вписанный в интеллект городской среды, – перспективное направление развития рынка и бизнес-модели, основанной на поминутной аренде транспортных средств. На эти услуги есть существенный спрос, несмотря на существующие проблемы с недостаточным уровнем пользователей услуг, с несовершенством законодательной базы. Но это все частности. У сервиса есть будущее, отмечают эксперты.

Параллельно с Навигационным форумом пройдет 9-я международная выставка «Навитех-2017», которая является уникальным специализированным проектом, где представлены мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологий, геодезии и картографии.

Экспозиция выставки «Навитех-2017» объединяет ведущих российских и зарубежных разработчиков и производителей навигационного оборудования, услуг и программного обеспечения, включая картографические приложения. Она отражает актуальные мировые тенденции и определяет вектор развития национальных информационных ресурсов, являясь главным выставочным событием для специалистов отрасли. Выставка «Навитех» – единственная специализированная выставка навигационных технологий в России.

Подробная информация о форуме
www.glonass-forum.ru


Поделиться: